Интерактивный портал

Управления труда и занятости

Орловской области

Войти через госуслуги

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) и Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области» (далее также – Закон Орловской области № 726-ОЗ).

Под квотой для приема на работу инвалидов понимается минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды (далее также – квота).
Квота устанавливается работодателям, осуществляющим деятельность на территории Орловской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты.

 
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В соответствии с законодательством (статья 21 Федерального закона № 181-ФЗ, статья 2 Закона Орловской области № 726-ОЗ) квота устанавливается работодателям. Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации «Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры».
 
Согласно Закону Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области» квота устанавливается работодателям:
  •  численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек – в размере 3 процентов среднесписочной численности работников;
  •  численность работников которых превышает 100 человек – в размере 4 процентов среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения до целого значения.

 
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Согласно приведенным нормам законодательства:
– вначале по численности (исходной!) устанавливается процент квоты:
 если исходная численность от 35 до 100 работников – 3 %;
 если исходная численность свыше 100 работников – 4 %.
– затем, при расчете квоты из среднесписочной численности работников вычитается численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда;
– от полученной численности работников берется установленный процент квоты;
– округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения до целого значения.
 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
 
Согласно статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»:
1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
 
При определении численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда в отчетном месяце можно использовать:
– данные табеля учета рабочего времени за отчетный месяц и материалы аттестации (специальной оценки) условий труда (Сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам или Сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда);
– при формировании отчета за январь месяц текущего года – форму  Федерального статистического наблюдения
№ 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» за прошедший год (строка 02).
В пределах квоты устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» оно определяется в соответствии с распределением:

 
Среднесписочная численность работников организации, человек Количество специальных рабочих мест, единиц
от 101 до 500 1
от 501 до 1000 2
от 1001 до 2000 3
более 2000 4
 
 
Примеры расчета квоты.
Пример 1.
Численность работников – 46 человек, следовательно, размер установленной квоты – 3 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц – 45 человек;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда, – 0 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда, – 45 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 1 рабочее место, количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 2.
Численность работников – 67 человек, следовательно, размер установленной квоты – 3 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц – 67 человек;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда, – 0 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда, – 67 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 2 рабочих места; количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 3.
Численность работников – 67 человек, следовательно, размер установленной квоты – 3 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц – 67 человек;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда, – 2 работника;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда,  – 65 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 1 рабочее место; количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 4.
Численность работников – 121 человек, следовательно, размер установленной квоты – 4 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц 122 человека;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда, – 45 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда, – 77 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 3 рабочих места; количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 5.
Численность работников – 121 человек, следовательно, размер установленной квоты – 4 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц 122 человека;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда, – 0 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам
специальной оценки условий труда, – 122 работника.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 4 рабочих места; количество специальных рабочих мест – 1 рабочее место.
 
Согласно статье 24 Федерального закона № 181-ФЗ и части 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
 1. Создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
 
Пример локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных (выделенных) в соответствии с установленной квотой  рабочих местах:
 
На бланке организации
 
Приказ № ___
 
г. Орёл                                                                   «____» __________ 20___ г.                                                                     
 
 
 
О квотировании рабочих мест для инвалидов
 
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закону Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области» и постановлению Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» приказываю:
 
1. В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов:
1.1. Выделить 2 рабочих места:
– бухгалтер (специальное рабочее место) – 1 ед.,
– слесарь механосборочных работ – 1 ед.;
1.2. Создать 5 рабочих мест:
– слесарь механосборочных работ – 5 ед.;
1.3. Заключить договор с _____________________ на размещение производственного заказа в счет выполнения 3 единиц квоты.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
 
 
Генеральный директор 
 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Согласно определению СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2013 года № 50-АПГ13-5 «… работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и её выполнения.
…федеральным законом установлена обязанность работодателя не только по созданию квотируемых рабочих мест (должностей), но и по выполнению квоты, т. е. обеспечению её исполнения».
 
2. Создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
3. Ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, а также информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Данная информация представляется в органы службы занятости в порядке, установленном постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 348 «Об утверждении Порядка представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов».

 
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Свободные рабочие места засчитываются в счет квоты при наличии одновременно следующих условий (часть 7 статьи 3 Закона Орловской области № 726-ОЗ):
  • отсутствия фактов необоснованного (в нарушение законодательства Российской Федерации) отказа в приеме на работу инвалидов на данные рабочие места;
  • если данные рабочие места находятся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей менее 6 месяцев с даты первичного внесения сведений о наличии таких рабочих мест;
  • если условия труда на таких рабочих местах не относятся к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
 
Трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места осуществляется работодателем как по направлению органов службы занятости, так и при непосредственном обращении к нему инвалида, с уведомлением в пятидневный срок органа службы занятости о приеме на работу инвалида в счет установленной квоты.
Согласно Закону Орловской области № 726-ОЗ работодатели вправе для трудоустройства инвалидов в счет установленной им квоты арендовать соответствующие рабочие места у других работодателей.
Несколько работодателей по договоренности между собой могут создавать за счет своих средств производственные подразделения для трудоустройства инвалидов в счет установленных им квот.
Работодатели могут в счет выполнения установленной квоты размещать производственный заказ на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. В этом случае им засчитывается выполнение установленной квоты на количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в течение календарного года для выполнения переданного заказа.
 Работодатель в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет ответственность:
  • согласно части 1 статьи 5.42. – за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
  • в соответствии со статьей 19.7. – за непредставление или несвоевременное представление предусмотренной законом информации   либо представление такой информации в неполном объеме или в искаженном виде.
 
В соответствии с действующим законодательством государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов исполняется непосредственно государственными гражданскими служащими Управления труда и занятости Орловской области.
 
Обязательные требования законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов, подлежащие проверке:
а) выполнение положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»                       в части, касающейся создания или выделения работодателем рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных; принятия локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах; предоставления в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов (статьи 21, 22, 24);
б) выполнение положений Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части, касающейся ежемесячного представления в органы службы занятости информации о созданных или выделенных рабочих местах  для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, а также о выполнении квоты для приема на работу инвалидов (часть 3 статьи 25);
 в) выполнение положений Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области»;
г) выполнение постановления Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов»;
д) выполнение постановления Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 348 «Об утверждении Порядка представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов».

 
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов!
 
При проведении проверок выявляются следующие случаи нарушения законодательства о квотировании:
– неисполнение работодателем обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, что является признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ;
– факты отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, что также является признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ;
– факты представления информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, предусмотренной законом, в неполном объеме и(или) в искаженном виде, что является признаком состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ,
а также:

1) частей 1, 2 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части определения численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда;
2) статьи 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части отсутствия специального рабочего места в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов;
3) пункта 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части отсутствия в локальном нормативном акте работодателя сведений о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов;
4) части 2 статьи 2 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области» в части определения размера установленной квоты для приема на работу инвалидов;
5) абзаца 3 части 7 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области» в части наличия свободного рабочего места в счет квоты в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей более 3 месяцев с даты первичного внесения сведений о наличии данного рабочего места;
6) постановления Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» в части определения количества специальных рабочих мест.
 
Получить дополнительную информацию по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов Вы можете по адресам и телефонам:
 
Управление труда и занятости Орловской области
302030,  г. Орёл, ул. Пушкина, д. 22
Телефон: (486-2) 55-38-30
«Горячая линия»: (486-2) 55-24-84
e-mail:
accept@job.orl.ru
Адрес Интерактивного портала: http://job.orl.ru