Интерактивный портал

управления труда и занятости Департамента социальной защиты,

опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области

Войти через госуслуги

О развитии информационных технологий, удаленной работе и деятельности службы занятости

          Использование Интернета и современных коммуникационных ресурсов практически во всех сферах деятельности создало основу для дистанционного общения. В формах организации труда на предприятиях и в организациях происходят значительные изменения. 
          Согласно трудовом кодексу Российской Федерации, дистанционной (удаленной) работой (далее - дистанционная работа, выполнение трудовой функции дистанционно) является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником  по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования (Глава 49.1, Статья 312.1).
             В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны представлять в органы службы занятости сведения и информацию о занятости работников предприятий и организаций.
           В условиях пандемии возможности доступа к услугам содействия занятости населения через Интернет расширились. В целях контроля над ситуацией на рынке труда осуществляемый ранее в регионах органами службы занятости населения оперативный мониторинг сокращения и неполной занятости работников по указанию Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был дополнен с марта  2020 года соответствующими показателями обусловленными распространением коронавирусной инфекции.
Через портал «Работа в России» был разработан механизм информирования работодателями органов службы занятости населения о введении на предприятиях регионов режимов неполной занятости, планируемых сокращениях, а также удаленной работы, связанных с распространением коронавируса. Мониторинг осуществлялся на портале в автоматическом режиме.
        В текущем году в рамках приказа Минтруда России от 26 января 2022 года № 24 работодателями осуществляется представление информации на Единую цифровую платформу (ЕЦП) в сфере занятости и трудовых отношений  «Работа в России».
Cпециалистами управления труда и занятости Департамента социальной защиты, опеки и попечительств, труда и занятости Орловской области совместно с работниками казенных учреждений Орловской области «Центр занятости населения района» в целях обеспечения занятости населения ведется постоянное наблюдение изменения показателей сокращения численности, неполной занятости работников, в том числе информации по удаленной (дистанционной) занятости.
       По данным КУ ОО «Центр занятости населения района» на конец января   2022 года  число работников предприятий и организаций Орловской области, находившихся на  временной удаленной работе, составляло более  600 человек. В распределение численности работников по видам экономической деятельности, наибольшая величина занятых на удаленной работе отмечалась: в организациях образования (24%), сферы информации и связи (16%), обеспечения электрической  энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха (15%), на предприятиях обрабатывающих производств (13%), транспортировки и хранения (12%).
       В настоящее время, в связи с наблюдаемым спадом заболеваемости COVID-19, число занятых на удаленной работе значительно сократилось  и на начало июля текущего года составило 190 человек.  
Вопросы организации постоянной или временной дистанционной работы регулируются в соответствии с главой 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовыми договорами. В локальном нормативном акте о временном переводе работников на удалённую занятость указывается обстоятельство для принятия решения, срок такого перевода; список сотрудников, временно переводимых на дистанционную работу; порядок обеспечения их оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и др.
       В соответствии с рекомендациями областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений решение перевести работников на дистанционный режим работы определяется организацией самостоятельно, исходя из возможности работодателя и возможности работников.
       Таким образом,  можно сказать, что дистанционная занятость (удаленная работа) органично вписывается в структуру современных тенденций и изменений  в сфере труда и занятости. Развитие новых технологий организации труда  и распространение удаленных форм занятости несет ряд положительных изменений на рынке труда. Находясь удаленно от офиса, работник умственного труда, может выполнять свои трудовые обязательства,  не теряя постоянного контакта с коллегами и работодателем в условиях гибкого графика рабочего времени. В первую очередь возможность работать дистанционно может помочь гражданам, испытывающим трудности с перемещением (имеющим ограничения          по здоровью, матерям с детьми и пожилым людям).
 
 
 
 
 
Информацию подготовила Орлова Екатерина Михайловна,
ведущий специалист отдела мониторинга рынка труда и программ занятости Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
Яндекс.Метрика